Поиск по сайту
Календарь
Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Статистика
Яндекс цитирования

Воспитание детей > Деньги детям — давать или не давать?

Деньги детям — давать или не давать?

автор: Алексей Аликеев специально для БратскСибМамы©

В детстве родители давали нам деньги на завтраки. Кажется, это была фантастическая сумма — копеек в пятнадцать-двадцать.

Помню, у нас с друзьями был коллективный сейф, который мы каждое утро перед уроками проверяли, и каждый делал свой ежедневный взнос. На что копили не помню, на что потратили — тоже. Но важный церемониал внесения своей доли в этот банк отпечатался четче, чем момент принятия в пионеры.

Сегодня о проблеме детских карманных денег рассуждают серьезные психологи, крупные бизнесмены пишут книги о том, как воспитать в детях ответственность по отношению к наследуемым миллионам и так далее.

Германии размер карманных денег закреплен законодательно — малышам до 6 лет полагается по 50 центов в неделю, а 16-летним подросткам — до 30 евро. В США размер «карманного пособия» определяется так: с пятилетнего возраста ребенок получает содержание па неделю в размере доллара за каждый прожитый год жизни.

Эта простая арифметика работает лет до 12, пока у ребенка запросы не начинают резко возрастать и не вмешаться в положенные 12 долларов в неделю.

Тут уже включаются механизмы финансового регулирования, принятые в каждой отдельной семье. У 20 процентов американских подростков есть счета до востребования, а 70 процентов — знают, как работает кредитная карта и хотели бы ее иметь (к сожалению, даже сверх лояльные американские банки не идут навстречу шестнадцатилетним).

Может быть, именно поэтому к 20-ти годам у многих американцев появляется небольшой собственный бизнес?

Согласно опросам статистики, у российских детей с экономической грамотностью все гораздо хуже.

Они не только не разбираются в финансовых инструментах, но даже плохо ориентируются в возможностях собственной семьи.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ДЕНЬГИ

В школе дети не получают никаких знаний о деньгах. Единственная возможность получить информацию об этой стороне жизни — родители, поэтому давать или не давать — уже не обсуждается. Говорить о деньгах нужно, спрашивать можно, а вопрос: «Что я за это буду иметь?», если он не касается само собой подразумевающихся домашних обязанностей, говорит не о махровом эгоизме, а о совершенно правильно формирующейся позиции финансово грамотного работника.

Деньги должны быть у ребенка ровно с того момента, как в них появляется потребность. А еще лучше — чуть раньше. «Лучшее время — когда ребенок еще не понимает, что с ними делать. Лет с трех-четырех, — советуют психологи. — Пусть привыкает к ним, играет, складывает, считает, учится различать по размеру, цвету, достоинству». Можно устроить праздник «первого кошелька» — своеобразную финансовую инициацию — купить нарядный детский кошелечек, чтобы ребенок складывал туда «свои личные деньги». Денег должно быть чуть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо.

В некоторых семьях ребенку платят за хорошие оценки и сделанную дома работу. Помыл посуду —сто рублей. Это довольно порочная практика, приучающая ребенка к тому, что работа по дому — это не разделенные на всех обязанности, а некое сверх усилие. которое он может совершить, только если очень хочет получить «прибавку к зарплате».

Такая практика, кстати, применялась в семье Джона Рокфеллера

В воспитании детей он также видел своего рода бизнес и управление персоналом. Своих детей он приучал к скромности, труду и непредвзятости. За выполнение различных работ по дому он платил им деньги и заставлял вести подробные бухгалтерские книги. За день воздержания от конфет платил 2 цента. Каждый последующей день стоил уже 10 центов. Результаты такого «обучения» были достаточно неоднозначными. Рокфеллера-младшего чуть не свели в могилу: когда мальчик подрос и его хотели отдать в университет, оказалось, что он все время болеет и у него нашлось достаточно разнообразных нервных расстройств. Уже наступила зима, но Джон счиатая правильными свои воспитательные методы сразу заставил ехать сына в загородный дом: где будучи уже больным мальчик выполнял роль чернорабочего выкорчевывал пни, вырубал и сжигал кустарник и заготовливал топливо для печки — весь день он трудился не покладая рук, ночью же у него не хватало даже сил приготовить себе еду. Джон прошел жестокую школу Рокфеллеров, закончил университет (даже когда он учился, отец денег на расходы сына не давал, поэтому ему приходилось постоянно просить карманные деньги у своих приятелей) и вот наконец он занялся семейным бизнесом. Своими усилиями, отец сломал волю Джона и будучи наследником он остался его тенью своего отца. Он очень страдал от этого и тем не менее безропотно исполнял свой долг.

То же относится и к учебе. Если уж вы хотите ввести «систему оплаты груда», делайте это не для обязательных работ, вроде посуды и уборки в комнате, а для некой особой работы, например, помывки машины после поездки на дачу. Заодно научите ребенка оценивать свой труд, задав ему вопрос: «Сколько он хочет получить за свою работу?». Эти и другие вопросы задает Братскмама .

Для примера приведите ему среднюю цену на автомойках города, пусть аргументирует, если хочет получать больше. После 12 лет подросток обязательно должен понимать, как складывается семейный бюджет: откуда берутся деньги на крупные покупки, за счет чего они накапливаются, как формируется бюджет отдыха и так далее.

К 16 годам уже можно открыть отдельный счет на ребенка, говорить о накоплениях на крупную покупку и так далее.

ПРОСТЫЕ РАСЧЕТЫ

Главная задача карманных денег — привить ребенку понимание, что деньги — всего лишь инструмент, а не смысл и цель жизни. И для для того чтобы быть счастливым, нужно уметь этим инструментом пользоваться.

Данную статью обсудить можно на форумессылка форума

БратскСибМама 2011